На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вин Чун

79 подписчиков

Ликбез. Вин-чунь. По заявкам трудящихся.

Ушу часто упрекают в ее спортивном, эстетическом, оздоровительном уклоне, который там совершенно поглотил прикладные аспекты. Мало уже кто помнит, что как любое средневековое искусство оно изначально было предназначено для решения практических целей выживания. Но не все так плохо, есть еще стили ушу, которые не забыли про практическое применение. Другое дело, что их иногда уже и не считают стилями ушу, так как им глубоко наплевать на таинственность и эзотерику прочих китайских гимнастик. Таким стилем я бы осмелился назвать вин-чунь.
Чтобы понять, чем отличается вин-чунь от других стилей ушу, надо обратиться к истории его возникновения. Есть две версии: романтическая и приближенная к реальности. Романтическая утверждает, что когда манчжуры очень возненавидели шаолиньский маностырь, то они долго пытались его сровнять с землей, но не могли. Тогда они прибегли к помощи пятой колонны, т.е. предателя. И была женщина, которая знала, что есть предатель, но она еще знала, что силенок его замочить у нее не будет. Поэтому она быстро придумала технику и замочила предателя. Правда Шаолинь это не спасло, но потом ее ученики по ее имени и назвали этот стиль. Детский сад какой-то: я придумаю пару секретных приемчиков и убью всех. Более реальная версия утверждает, что монахи Шаолиня в период обострения отношений с манчурами столкнулись с проблемой, что цикл подготовки бойца у них занимал порядка 12 лет при двух ежедневных тренировках. Понятно, что такая длительная подготовка их не устраивала, и была проделана селекция техники. Были убраны всевозможные эзотерические элементы: цигун, медицина, медитационные практики, безумная акробатика, набивка. Из оружия оставили только шест и ножи бабочки. Ударная техника была тоже сокращена и оставлена только под одну стратегию ведения боя. Цикл подготовки удалось сократить до 3 лет при одной ежедневной тренировке.
Даже в наши дни что в классическом вин-чунь, что в EBMAS цикл подготовки бойца составляет те же 3 года, правда интенсивность тренировок уменьшилась. В наши дни уже нет надобности хорошо владеть тем же шестом и ножами бабочками, поэтому они стали факультативными предметами. Но нынешний вин-чунь, это не тот вин-чунь, который появился когда-то в средние века. Он прошел еще одну реформу, которая упростила его еще больше, оставив самые простые техники, отвечающие главным концепциям. Заслуга эта принадлежит мастеру Ип Мену. Да, тому самому, у которого, якобы, тренировался Брюс Ли. Он правда тренировался не у него, а в его школе. Да и учился он только два года. Но кого интересуют такие частности? Именно благодаря Ип Мену, мы и получили тот вин-чунь, который распространен в мире. Обращаю внимание на то, что речь идет о китайском вин-чуне. В России долгое время его не было, а под вин-чунем мы знали его вьетнамскую ветвь, которая конечно сохранила общие черты, но нарушила главные принцип: простоту и эффективность. Многие нынешние мастера вин-чунь в России начинали именно с его вьетнамской ветви, но предпочли вернуться к оригиналу. Вьетнамский вин-чунь пропагандирует использование силы нападающего, со сходами с линии атаки, вплоть до того, что отказывается от самостоятельных атак. К тому же там вернули такие составляющие как цигун, медитативные практики и прочие эзотерические забавы. За что боролись, спрашивается? Адепты вьетнамского вин-чунь могут возразить, что это все к месту, но, как говорится, каждому свое.
Основной стратегией ведения поединка в вин-чунь является ближний бой. Ты должен навязать его твоему противнику на такой дистанции, что ему будет некомфортно, а ты будешь чувствовать себя как рыба в воде. Техника заточена именно под эту стратегию: стойки с весом на задней ноге, короткие удары руками и ногами, интенсивное использование локтей и коленей, и... Скорость. Просто бешенная скорость и темп ударов. Т.е. никто не будет бить как Тайсон удар в 800 кг. Хватит и 300 кг. Но это будет короткий удар, без замаха, и их будет бешенная серия.
Когда люди смотрят на занятия вин-чунь, особенно тренировки "липких рук" и наработки техники, им кажется, что это отработка блоков. Нет, в таком темпе ведения боя блоки ставить не возможно, эта техника нужна, чтобы пройти оборону противника, смять ее и обрушить шквал ударов. Наведение моста, входы, зажатие его рук, серия ударов в голову, еще ближе, добиваем локтями. И главное - это скорость и техничность ударов. Бой мастеров вин-чуня абсолютно не зрелищный, кажется, что это обмен ударами, но вот проблема в том, что кто сумел правильно войти, тот и выйдет победителем - он просто забъет противника.
Техника проста: несколько ударов руками, несколько ногами, локтями и коленями. Все удары адаптированы под ближний бой. Незыблемо соблюдаются несколько принципов: всегда идем только вперед, контролируем центральную линию, никогда не останавливаем удары. Ну есть несколько побочных, которые вытекают из этих основных. А где использование силы противника спросите вы, а дело в том, что в вин-чуне не ставят блоков как таковых, только смещение атаки противника, и отклонение своего корпуса вдоль его атаки, сохранением центральной линии. Кстати этот принцип используется и в айкидо, только там мало кто об этом задумывается.
В заключении хотелось бы сказать о различиях классического вин-чуня и EBMAS. О политических разногласиях я говорить не буду, коснусь методик преподавания. Классический вин-чунь можно сравнить с подготовкой музыканта в консерватории. Первый год ты играешь гаммы. Стоишь в статичной стойке, тебе ставят технику ударов и работы в паре без движений. На второй год вводятся стойки и перемещения, ты начинаешь уже свободно вести бой. На третий год тебе дошлифовывают технику. Желающие использовать вин-чунь для самозащиты должны будут потерпеть до второго года, где начнет все сходится в единой целое. Иное дело EBMAS. Можно сказать, что это вин-чунь, прошедший еще одну модернизацию и упрощение Эмином Бозстепом. Там любое движение, которое тебе дают даже в первый месяц обучения можно использовать на практикe. Ты сразу начинаешь работать серии ударов, изучать перемещения, работать на лапах - то, что в классическом вин-чуне приходит на второй, третий год. Первый месяц занятий, а ты уже лупишь 10 минут серии прямых ударов в лапы, работает серии по три удара в поднятые внезапно лапы, отрабатываешь вход с ударом в голову противника с проламыванием его защиты, пытаешься сокращать резко дистанцию? нанося на одном шаге три удара в голову противника. Да и сами перемещения там больше напоминают технику каратек, чем расслабленные движения ушуистов. Т.е. тут тебе дали в руки гитару, и ты начинаешь орать песни под три блатных аккорда. На тебе не сваливают сразу всю технику, как в случае классического вин-чуня.
И тот и тот подход имеет свои достоинства и недостатки. В классике очень большой период подготовки бойца, в EBMAS все брошено прежде всего на подготовку бойцов, но есть определенное пренебрежение традицией. Т.е. спор эффективности и красоты. И каждое из этих направлений начинает с разного.

Картина дня

наверх